Хроника одного автонабега на Грузию, май 2013

В марте 2013 г. мой друг Фёдоров Андрей пригласил меня  вместе с семейством принять участие в путешествии  в Грузию на автомобиле на майские праздники. По этому случаю он решил поменять своё элегантное Пежо на внедорожник, - иначе в тех краях не проедешь.  Подготовка заняла всё оставшееся время.               Изучались отчёты путешественников(1,2,3, 4), сайты и форумы, материалы о войне 2008 в Южной Осетии, искали карты Грузии для навигатора,  прорабатывался маршрут, договаривались с хозяевами отелей на пути следования.                Андрей тестировал внедорожники. Состав  будущей экспедиции то прибывал, то убывал.  Остались, как всегда,  самые стойкие:  Андрей вдохновитель и командир, Марина , моя жена, наша дочка Алёнка и я. Второй экипаж , знакомые Андрея , Ирина и Елена, в силу обстоятельств, выбрали путь  более сложный - на поезде до Владикавказа, далее на такси до Тбилиси. Там они намерены взять машину напрокат и присоединиться к нам.

Согласован маршрут:

1. Москва - Ростов-на-Дону
  2. Ростов-на-Дону – Владикавказ
  3. Владикавказ – граница – Казбеги.
  4. Казбеги и окрестности.
  5. Казбеги – Тбилиси.
  6. Тбилиси
  7. Тбилиси – Гори-Баржоми-Ахалцихе.
  8. Ахалцихе – Вардзия – Тбилиси.
  9. Тбилиси – Сигнахи-Гурджиани – Телави.
  10. Телави – Тианети –Казбеги – Владикавказ.
  11. Владикавказ – Ростов-на-Дону.
  12. Ростов-на-Дону – Москва.

И вот, наконец , день отъезда, 30.04, 6:00. Загружаем вещами купленный Фёдоровым три дня назад новенький КИА Соренто и в путь. Москва, день первый

Погода отличная. По плану сегодня должны доехать до Ростова на Дону (1100 км). Ведём с Андреем попеременно. Тот, кто свободен, изучает инструкцию на машину. На одной из заправок замечаю приличную лужу под нашей машинкой – похоже, приплыли…. Пока Андрюша сдвигает машину и изучает лужу на цвет и запах, я прихожу к выводу, что решить данную проблему вдали от Москвы не так то просто… На наше счастье один из стоящих рядом водителей поясняет, что это с нашего кондиционера накапало. Хвала Аллаху, он прав!

Весна летит нам навстречу, в пространстве и во времени. Радуют глаз обширные, до горизонта, поля, вспаханные, засеянные. Самое яркое впечатление от полей, покрытых сурепкой – бесконечный ярко-жёлтый ковёр. Дорога отличная, по сравнению с Москвой просто пустая.

трасса Москва-Дон

На двух участках трасса платная(60+30 р.) – единственная очередь на 5-10 минут.

Весна идёт

Играем в прятки

Навигатор с Навител отлично знает дорогу (что особенно приятно, когда едешь в темноте по незнакомому городу) и приводит нас к отелю «Визит» в Ростове (www.hotelvisit-Rostov.ru), недалеко от трассы M4 Москва-Дон. Отель дешёвый (1300р за двухместный номер), но уютный, есть всё, что надо (душ, ресторанчик, дворик для авто).

Отель «Визит», Ростов

Благодаря суперкоммуникабельности Андрея, быстро знакомимся с администратором, хозяином гостиницы, его гостями в ресторанчике. Узнаём много полезного – об особенностях предстоящей дороги, где гаишники устраивают засады, о том, что в Грузии замечательно и безопасно.

День второй.

Завтракаем в ресторанчике (входит в стоимость номера) и в 8:30 выезжаем. Сегодня предстоит проехать 650 км. до Владикавказа. Дорога после Ростова постепенно становиться похуже и временами поуже. В ряде мест ремонт дороги заставляет тащиться очень медленно, и вспомнить про московские пробки. В результате теряем несколько часов и во Владикавказ вьезжаем ночью ( в 23:00). В памяти остались обширные обработанные поля и сады, виноградники, добротные каменные сельские дома вдоль дороги. В Кабардино-Болкарии и Северной Осетии дорога вполне приличная. На границе республик посты ГАИ выглядят как блок-посты, дорога заужена до одной полосы, осмотр тщательный. Хозяева дороги заставили припарковать машину и затребовали Андрюшу к себе. Минут 20 его пытались раскрутить на денежки («Вы там на российской трассе скорость превысили…»). А после того, как провокация не удалась, залезли в свою базу и нашли, что на нём числится 33 нарушения скоростного режима, правда, все оплаченные. Как он вырвался от них, не заплатив ни копейки, один бог знает.

Той ночью нам Владикавказ сильно не понравился. Гостиницу «Пушкинская» навигатор отказался нам показывать, не смотря на чёткий адрес. Был допрошен местный житель, который показал нужное направление. Но в том месте, где нужно было повернуть налево, мы наткнулись на группу внимательно наблюдавших за нами гаишников и поворот там был только правый. Вероятно, под гипнозом гаишников, Андрей встал в левом ряду и пошёл выяснять у них , куда нам ехать. Слов я не слышал, но выражение лица полицейского и взмахи его палки ничего хорошего не сулили. Выручил нас тот самый местный житель, который показывал Андрею дорогу. Он подъехал к нам на машине, как-то легко успокоил полицейского и   велел нам следовать за ним до гостиницы. Было очень приятно – такие истории я читал в отчётах о грузинских полицейских. Реакцию осетинского гаишника мы потом поняли, узнав, что здание, у которого мы стояли – УВД Владикавказа, а на чёрный джип с московскими номерами   у них наводка была, - дескать, проверять с особой тщательностью.

Гостиница Пушкинская сохранила с советских времён всё, о чём может мечтать эмигрант, вернувшийся на родину спустя двадцать   лет. Красные ковровые дорожки ( свёрнутые в коридоре в большие катушки), спёртый, несвежий воздух в коридорах и номерах, вздыбленные местами полы, сломанная старая сантехника, отсутствие вентиляции в туалетах. Ресторан при гостинице тоже советский со всеми вытекающими…

Вечером позвонили наши девушки из Тбилиси. Ира и Лена приехали во Владикавказ утром. По плану за ними должно было приехать такси из Тбилиси, но безумные очереди на границах спутали все планы. Им пришлось пересекать границу пешком и менять застрявшее в очереди такси на грузинскую маршрутку. Прохождение границы заняло 6 часов, сказалась, вероятно, праздничная миграция населения. Военно-грузинская дорога через крестовский перевал на маршрутке их «потрясла» настолько, что возвращаться в Казбеги из Тбилиси на арендованной машине, как это было запланировано, они отказались на отрез.

День третий.

Выехали рано и в 8:00 мы уже стояли в очереди перед нашей границей. Горные вершины на выезде из Владикавказа быстро подняли наш боевой дух.

До границы 5 км.

После двух часов стояния в очереди на нашей границе и досмотра мы выехали в нейтральную зону и тут же увязли в километровой очереди авто, штурмующих нашу границу со стороны Грузии. Мы буквально продирались между очередью и двумя сотнями машин, пытающимися влезть в эту очередь у блокпоста (дорога при этом, имеет по 1-й полосе в обе стороны и зажата горами и рекой). Печальное зрелище. И особенно печально представлять себя в этой очереди на пути домой. Грузинскую границу мы прошли за час, осмотр занял 10 мин. Андрей и тут успел вовлечь в разговор двух седовласых грузин и время в очереди прошло в полезной беседе и заверениях во взаимной симпатии грузин и русских.

Перестраиваем навигатор на карту Грузии. А поскольку у Навитела карты Грузи пока нет, пользуемся гарминовской, адаптированной доморощенными умельцами. Лучше конечно, чем ничего, но проблем с ней было много.

После границы нас захватили в плен горные вершины и грохочущий Терек . Красота….

Мы в Грузии. Воздух…

После двух фото-сессий мы у же въезжали в Казбеги (Степанцминду). Село переименовано в честь известного грузинского писателя (Здесь информация о нём и его произведениях http://www.belousenko.com/books/xix/kazbegi_izbrannoe.htm ).

Памятник Казбеги

Стапанцминда (Казбеги)

Редкой красоты место. Горы в снежных шапках окружили его сплошной круговой стеной. Казбек и церковь Гергети на вершине горы на его фоне первые притягивают взор.

Алёнка и Казбек

Позвонили хозяйке Гестхауса Марине. Через 10 минут нас встретил водитель Виктор на Ниве и проводил по извилистым улочкам к скромному сельскому дому с небольшим огородом. У покосившейся калитки живописно развалилась чёрная свинка.

Немного прозы

Гестхаус Пичелаури

Виктор предложил свои услуги гида и таксиста , но нам натерпелось испытать новенький джип и мы отказались. К тому же Андрей бывал в этих местах, даже покорял Казбек и вполне мог заменить нам гида. Остались, впрочем, его координаты: Guest House “Vasili”, Stepanwminda, Vasil&Khatuna Kushashvili, (+995 599) 91 87 87).

Наша обаятельная хозяйка предложила нам на выбор три очень уютных комнаты, отлично отделанных, душ, горячая вода в двух туалетах ( всего в доме 4 гостевых комнаты на 2-3 человека, но в одной уже проживал турист из Польши). Но самое замечательное в доме – небольшая веранда, с которой Казбек виден как на ладони. Можно часами сидеть и любоваться этим видом..

На веранде

Хозяйка поменяла нам доллары на лари. Готова кормить нас завтраком и ужином. Обедать отправились по её совету   в соседнее село Арша – ресторанчик с пекарней стоит прямо на военно-грузинской дороге (ВГД) километрах в трёх от Казбеги в сторону крестового перевала. Вид скромный, но кормят вкусно, обильно, недорого,. Попробовали Саперави, - очень душевное вино, одного стаканчика на брата, конечно же, не хватило. Здесь же оценили местный на лимонад , «Zandukeli», кажется. Давно забытый вкус детства! Тархун, дюшес, барбарис, лимон.

Ресторан в Арше

Остаток дня решили посвятить прогулке до Джуты – живописному селу в горах, где Андрей бывал в молодости. Сворачиваем с ВГД налево у села Сиони. Сначала дорога петляет по широкому ущелью мимо сельских домиков и пастбищ. На крутом склоне – тоже посёлок. Ущелье становиться уже, дорога тоже становиться узкой, грунтовой и устремилась вверх.

Хижины

Горный посёлок

Река уже грозная, бурливая, несётся далеко внизу.

Дворцы

В некоторых местах дорогу размыло стекающими ручьями или селями и , проезжая по едва подлатанному краю сантиметрах в двадцати от весьма крутого склона , испытываешь незабываемые ощущения. Мои девчонки, которых на московских то дорогах постоянно укачивает, не пожаловались на дорогу не разу, даже не пикнули – очень мужественно себя вели. Километров через 5 дорога превращается в тропинку и машину приходиться бросить. Справа старые облезлые сельские домики на крутом склоне, слева – дворец, а за ним на крутых склонах – горные туры (которые при ближайшем рассмотрении оказались коровами).

Лепота!

Андрюша пытается установить контакт со старушенцией, ползающей по косогору. Но, толи она не слышит ничего, толи языка не знает русского , - нет контакта. До Джуты ещё далеко, но уже темнеет и надо возвращаться. Спускаемся к машине, а навстречу пастухи гонят стадо. Один бык увидел нас и очень заинтересовался, пришлось по совету пастухов быстро забежать в машину и захлопнуть дверь. Когда эта чума голопом проскакала рядом с нами, было очень страшно за нашу машинку – но обошлось.

Знакомые места. Андрей уже бывал здесь 20 лет назад.

Вечером после обильного ужина у Марины гуляли по Казбеги, сидели с поляком на веранде, любовались звёздами, подсвеченным силуэтом Гергети и долго беседовали «за жисть» на с руско-польско-английском языке.

Казбек ночью

День четвёртый.

Наутро отправились к церкви Гергети, парящей над Казбеги на высокой горе. Это самое замечательное здесь место и миновать его никак нельзя. Узкая грунтовая дорожка сначала петляет по деревне у подножья и дальше превращается в крутой серпантин с наклоном градусов 20-30, с жуткими ухабами и проталинами от горных ручьёв. Для полноты ощущений по ней периодически снуют местные джигиты на нивах или маленьких полноприводных минивенах, Mitsubishi кажется, разъехаться с которыми на дороге с таким наклоном и шириной почти немыслимо, а пятиться назад – боже упаси. Забегая вперёд скажу, что на обратном пути нам всё же пришлось решать этот вопрос. Вверх, навстречу нам, поднимался мотоциклист. Выруливая с серпантина он уронил мотоцикл и принялся его поднимать. Следующий за ним джигит на Ниве ждать его не стал, объехал его в сантиметре и по небольшой полоске над обрывом стал объезжать и нас. При этом ехал под наклоном градусов 20 вверх и градусов 30 вбок. Представьте, что испытывает хозяин машины, когда такая чума проезжает от тебя в паре сантиметров. На пути наверх, жалея новенькую нашу машинку и с себя, конечно (девушки мои на заднем сидении просто летали молча между двумя бортами и потолком ), мы раза два просили Андрея оставить её на одной из промежуточных полянок и дальше идти пешком.. Но он был неумолим и выехал, наконец, на плато перед церковью. Красота …, просто дух захватывает. Наши скромные фотографии не передают и десятой её доли.

На плато перед Гергети

Церковь Гергети

Небольшие неудобства пути того стоили. Хотя, если жалко машинку, таксисты на Нивах возят сюда за 25 лари.

Высота 2100 м, справа Казбек (5033 м) слева церковь Гергетис Цминда Самеба 14 века, один из символов Грузии. В небольшой пристройке живут монахи. Церковь действующая. В советские времена власти построили канатную дорогу, соединяющую две станции в Казбеги и Цминда Самеба. Местные жители восприняли это как осквернение святыни и разрушили канатную дорогу.

Казбек

Нет никаких свидетельств, но написав   "Монастырь на Казбеке" в 1829 году во время своего пребывания на Кавказе, не мог же Пушкин не побывать здесь?

Утро у Гергети

Высоко над сенью гор, Казбек,

твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

Быть у подножия Казбека и не покорить его, хотя бы и во второй раз – у какого альпиниста не дрогнет сердце? Конечно, мы с Андреем отправились к нему засвидетельствовать своё почтение, хотя могли выделить для этого всего часа четыре.

Эту вершину Андрей уже покорил в молодости.

Жена с дочкой тем временем решили спуститься пешком в Казбеги – им хватило эмоций и шишек, полученных при подъеме на авто.

Полетаем?

Горы прекрасны и из долины, но как описать восторг, когда вступаешь на ледник, когда пропасти становятся всё глубже, а вершины всё ближе и с каждым шагом открываются новый вид? Встретили пару из Питера, спускавшуюся в долину, разговорились. За спиной у дамы висел рюкзачок, из которого торчали ручки и ножки – не утерпели родители, юному альпинисту исполнилось уже 2.5 года, а он ещё на Казбеке не побывал.

Ещё одна пара, тоже из России спускалась после восхождения на Казбек. Ещё сегодня утром они стояли на вершине. Счастливые!

Запечатлев друг друга на леднике на фоне такого близкого Казбека пришлось возвращаться.

Все фото в первозданом качестве на Picasaweb