24.08.10
    Сейчас я сижу на зелёной лужайке на берегу Аккемского озера и дописываю эти строки  Вечер. Прохладно. Предо мной на фоне озера и  зелёных склонов  стоит грозная Аккемская стена. Левую её сторону венчает неприступный на вид пик, возвышающийся от основания стены почти на полтора километра.

25.08.10

Местное время 9.55. Утро, ясная солнечная погода.  Лёгкая дымка в небе.  Вся трава, кусты и деревья мокрые от густой росы. Я сижу на берегу Аккемского озера лицом к солнцу. Капли росы на низких кустиках передо мной  сверкают как драгоценные камни.
Сегодня у нас предполагается очередная днёвка с радиальными выходами (или выходом), т.е. с радиалками. Радиалка – это такой поход который совершается из базового лагеря и с возвратом в базовый лагерь. Т.е. как правило по окрестностям. И как правило радиалка занимает не более одного дня. Для нас в данном случае это будет обзорный поход налегке по окрестным местам. Собираемся идти скорее всего в так называемую  Долину  Семи Озёр либо на перевал Каратюрек («чёрный глаз» в переводе с тюркского).
        Ниже приведено несколько фотографий из радиалки в Долину Семи Озёр.

26.08.10
     Вышли сегодня из лагеря МЧС на Аккемском озере в обратную дорогу. Это та же дорога, а точнее, сложная горная тропа, по которой мы поднимались вверх  по Аккемскому ущелью дней десять назад. Теперь мы по ней возвращаемся обратно в с. Тюнгур. Шли сегодня  непрерывно  почти 7 часов. С учётом позднего старта,  лагерь пришлось ставить в густых сумерках и в темноте.
     С базы МЧС вышли непозволительно поздно по настоянию Ирки.  Я её в этом смысле совершенно не понимаю. Всякий раз мы, группа, встаёт рано (сегодня, например, в 7 часов утра), а  она с Семёновым дрыхнет  часов до десяти, а потом тянет резину с выходом.  В результате поздних выходов приходится  навёрстывать время на маршруте и ставить лагерь в темноте. Это уже стало традицией.  Дурацкой !
      Местное время 22.35.  Лежу в палатке, делаю эти записи.  Абакумов и Фёдор Кузьмин пьют чай  возле нашего очага на поляне метрах в двадцати от палатки . Кругом дремучий реликтовый лес, замшелые  огромные камни. Далеко внизу шумит река.  Это Аккем, поток воды мощный, поэтому шум реки сильный.  Небо чистое. Между верхушками деревьев  видны яркие звёзды.  Иногда подаёт голос какая-то ночная птица.

27.08.10
      Местное время 8.20. Я сижу на валуне, покрытом мохом, возле нашей палатки.   Встал минут сорок назад. Умылся, разбудил ребят.  Они постепенно вылезают и начинают приводить себя в порядок.
Рядом с нашими палатками раскинута небольшая палатка, в которой обретается пожилая пара, которую я видел ещё на Аккемском озере. Они тоже там стояли.  Мужчина активно фотографировал Белуху фотоаппаратом с огромным объективом.
     Сегодня вышли на маршрут со своей лесной стоянки и шли весь день то вниз по ущелью Аккема, пробираясь лесными тропами, то взбираясь на перевал Кузуяк, то опять спускаясь вниз.  При этом надо имеет в виду, что идти весь день вниз по ущелью вовсе не означает, что ты  всё время спускаешься вниз.  На самом деле это означает, что тропа то идёт вниз, то круто забирает вверх, причём иногда даже не одну сотню метров по высоте, после чего опять сваливается вниз.

А сама тропа – это и корни деревьев, об которые на каждом шагу рискуешь либо отбить ноги, либо споткнуться и грохнуться, либо грязь непролазная,  либо нагромождение камней, каменные осыпи,  либо скользкие мшистые валуны, либо топкие болотистые места. Часто тропу перегораживают поваленные деревья.  И всё это то «ныряет»  вниз, то «прыгает» вверх.

И всё это среди непроходимого леса, на крутых склонах.
Через 2 часа пути вышли  к уже упоминавшемуся мной в первых письмах месту «три берёзы». Это большая поляна, на которой стоит деревянный домик, врыт в землю стол, стоит палатка, в которой алтайцы организовали продажу пива и лепёшек.  Женщин, которые готовили плов 10 дней назад, уже нет.  Зато есть алтаец Саша вместо них и пиво, которое Саша продаёт по 100 руб. за бутылку.
    Берём всем по бутылке разных сортов, а также остывшие  алтайские пышки-лепёшки. Абба берёт ещё пакет томатного сока, а затем они с Фёдором берут ещё и по стакану компота . После  походного существования стоянка «Три берёзы»  кажется кусочком рая.
Поболтал с доброжелательным алтайцем Сашей. Узнал от него, что алтайцы язычники.  Они поклоняются солнцу, небу, огню, рекам, перевалам. Насколько я представляю, их вера сродни вере древних монголов до того, как они стали буддистами.  Одно из главных божеств (которое я давно очень люблю) – это Вечное Синее Небо, «Тенгри».   Алтайцы делятся на племена или роды. У каждого племени своё тотемное животное.   Сам Саша из племени медведя.
     Ирке удалось связаться со знакомыми алтайцами в с.Тюнгур, договориться, чтобы на спуске, за перевалом Кузуяк,  который нам предстояло преодолеть в обратном направлении, нас ждала машина, чтобы последние несколько неинтересных километров по лесу и среди полей  преодолеть на колёсах. Но до перевала ещё дойти надо. Так что после «трёх берёз» — опять в путь. Подъём на перевал и спуск с него заняли часа четыре. Всего за сегодняшний день прошли километров 20. Ещё километров 5 проехали на УАЗике.
     И вот мы в селении. В аиле (летняя кухня у алтайцев или летнее кафе  в виде лёгкого домика в форме юрты) возле турбазы «высотник» поужинали:  борщ с бараниной, жаркое из баранины с картошкой, сырники со сметаной и вареньем, салат из помидоров и огурцов под сметаной, свежее коровье молоко.
После этого – в баню.  Парилка с вениками!  Вымылись. После этого опять в аил – пить соки.    В бане мы разделились – в первую очередь парились мы втроём,  т.е. Абба, Федор и я, а во вторую Семёнов с Иркой.  У них, как получается, нешуточный роман. Абба с Федором мне сказали, что краем уха слышали, что в разговорах с МЧСовцами у Ирки  и  Семенова прозвучало про свадьбу и про переезд Семенова в Новосибирск. Вот такой разворот событий!
      Все маршруты наконец закончились.  Я опять сижу на той же кухне в частном доме у алтайцев  в с. Тюнгур,  где был наш первый ночлег, где я описывал события первого дня. Пью чай с конфетами. Всё возвращается на круги своя. Пришли Семенов с Ириной. Выпили  с ними паршивого местного вина, поболтали.
      До конца нашего похода на самом деле оставалось ещё целых 3 дня: впереди был переезд на базу «Алтайтура», посещение дома-музея Рериха,  рафтинг (спортивный сплав на надувных плотах) по реке Катунь, переезд в Барнаул, перелёт в Москву. Но это уже совсем другая история, которая, похоже , останется только в памяти участников нашего путешествия.
      Фотографии всего путешествия  более приличного качества можно посмотреть в облаке на PicasaWeb.
Здесь лежит клип о нашем путешествии.