6 августа.  Мы уже в Каче. Дорога от Кацивели заняла три часа. Городок на берегу речки Кача. Качинское лётное училище – первое в России, открывал сам Николай 2. Здесь учились самые знаменитые советские лётчики, их именами названы почти все улицы в городе. Мы поселились на Кожедуба, 1/3, в гостевом доме «Суслик морской».

     Первое впечатление от нового места – недоумение. Дорога привела нас в какой-то заброшенный степной городишко с одной приличной улицей (на остальные асфальта не хватило.) Растительность скромная, ни тебе пальм, ни кипарисов. На улице Кожедуба несколько недостроенных домов по соседству, до моря 15 мин бодрым шагом. Но вошли во двор, увидели свои уютные апартаменты в деревянном одноэтажном доме, ухоженный садик, познакомились с хозяевами. Потихоньку всё начинает нравиться. Восемь номеров со всеми удобствами, одноэтажный дом, увитый виноградом, общая кухня под навесом, пара столов для трапезы, площадка для шашлыка, качели. Здорово!

Хозяйка вызвалась показать нам банкоматы в центре города, - получилась целая экскурсия. Узнали, где тут рынки, кафе и пляжи, где надо покупать свежий хлеб, где лучше мясо и молоко.   После такого знакомства мы уже вечером того же дня разгуливали по городу как местные жители.

Начали знакомство с народного кафе, которое вечером разворачивается на большом пустыре у главной улицы. Выносятся десятка три столов, играет музыка. Спиртное стоит принести с собой, а горячими чебуреками , шашлыками и янтыками хозяева быстро обеспечивают всех желающих.

Пока мы объедались, детишки заскучали и пошли искать море и фотографировать звёзды на берегу. Ночи здесь тёмные, темнеет быстро. Городишко хоть и маленький, поплутать есть где. Заблудились конечно – хорошо сотовые с собой, - какое замечательное изобретение, сколько нервов родителям сэкономлено..

Пляж в Каче очень своеобразный. Приходишь к морю, а там обрыв, метров 50 почти вертикально вниз. Вид замечательный, море бирюзового цвета, полоска песчано- галечного пляжа внизу. В закатной позолоте пейзаж совершенно итальянский (не хватает рыбацких шхун и бочек на берегу.) Спускаться к морю надо по довольно крутой металлической лестнице метров 100. Наверное поэтому Качинцы все такие сухопарые и стройные. Здорово, что нет никаких волнорезов, волноломов, безумных булыжников и прочего добра.

В левой части города пляж такой:

Да здравствует Крым, такой разный, на любой вкус.

Утро, 8 утра, берег почти безлюден. Девчонки мои решили выспаться и позавтракать – пропустят такое замечательное утреннее солнышко. В одном я прогадал – крутой обрыв не пускает солнышко на пляж часов до 9. Это конечно не мешает поплавать, сделать зарядку на пустынном пляже. Кажется, что он бесконечный - километр слева, километр справа. Погода великолепная море спокойное, ровное, чистое, тёплое.

После завтрака уехал один в Севастополь – машина стала постукивать, Серёжа сказал, что это компрессор кондиционера такие звуки издаёт. Часа через полтора был в автосервисе - генеральский эффект меня преследует. Шумы исчезли, машинка делает вид, что она новенькая. Но севастопольских механиков не проведёшь! Они вооружились стетоскопом и стали слушать указанный мною компрессор – раз в минуту он издавал еле слышный стук. «Добрые» ребята выразили готовность заменить мне его всего за 23 тысячи р. - «оставляй, сделаем завтра, или послезавтра». Я не решился, - неисправность какая-то невнятная, деньги большие, может, до Москвы дотяну? «Подумаю».

С остальной командой была назначена встреча через 5 часов в Артиллерийской бухте, в центре города. Чего время терять – нашёл в yandex ближайший пляж и через пол часа стоял на крутом берегу моря у пляжа Царское село у мыса Фиолент. Сразу приметил маленькую бухту с бирюзовой водой. Люди внизу были едва видны, Высота – метров 250.

Спуск к морю занял минут 15,тропинка долго петляла крутым серпантином и закончилась ещё более крутой железной лестницей градусов 45, метров 100 длинной. Спускаться по такой лесенке с арбузом на плече и сумкой с пляжными причиндалами – особое удоволствие. Внизу предстояло преодолеть пару каменных завалов – и я у цели. Берег прижат к морю вертикальной стеной, усыпан волунами, у воде у берега торчат несколько скал, с которых народ ныряет . Вода издали бирюзовая, вблизи пронизана солнцем, очень прозрачная и тёплая. Очень похожа на воду в ванной или аквариуме. Чувство восторга не покидает, пока ты там находишься, таких пляжей я не встречал.  

Процесс подьёма на берег с этого удивительного пляжа – отдельная песня. Ой не каждый вылезет оттуда быстро и без посторонней помощи.

Встретил свою команду в артеллерийской бухте на пароме. Весь Севастополь расположен на берегах севастопольской бухты, сообщение через которую осуществляет паром. Очень удобный и оперативный транспорт – возит пассажиров и автомобили за весьма скромную плату (25 р. за человека и 250 р. за машину). А самое приятное - без очереди и лишней волокиты. 15 минут и ты на противоположном берегу. Есть план построить подводный туннель вместо парома. 

     Погуляли по центральным набережным Севастополя, впечатления от города- самые лучшие. Под вечер жара спала, и город стал ещё привлекательнее. Ночные клубы, рестораны, кафе. Прямо на набережной несколько городских пляжей, лесенка в море с гранитной набережной и несколько скамеек. Понравилось всё: люди, весёлые, доброжелательные, красиво одетые. Девушки красивые, загорелые, стройные.

 

Зазывалы на морские прогулки, множество ларьков и даже целые рынки с сувенирами, просторные тротуары, аренда гироскутеров, электро-велосипедов и всяких детских диковинок. В городском парке – фонтаны, музыка. Народ танцует под музыку какой-то местной группы. Чуть дальше – пожилые люди танцуют под караоке – какой-то весельчак притащил комбик и поёт, пожилые люди танцуют вокруг. Простые, свободные и свои, русские люди.

   Взяли морскую прогулку по севастопольской бухте. Экскурсия на час – полюбовались грозными военными кораблями, крутыми белоснежными яхтами, послушали замечательный рассказ про историю Севастополя (голос у экскурсовода удивительный, как будто Николай Дроздов рассказывает), полюбовались бухтами и берегами города в лучах заходящего багряного солнца – очень красиво. Дай бог когда-нибудь вернуться в этот замечательный город!

           На следующий день решили посетить знаменитый винный завод Инкермана в пригороде Севастополя. Побродили по огромным подвалам – там, при 12 градусах, происходит всё волшебство. Огромные 600 литровые дубовые бочки из Франции и с Кавказа, винопроводы, цистерны. Размеры и серьёзность производства – впечатляют.

 

Далее все отправились в дегустационный зал. Расплата за удовольствие водить машину – жестокая: девушки дегустируют роскошные Инкермановские вина, мы с Серёжей (ну и дети, конечно же) сидим напротив, слушаем об оттенках и послевкусиях, глотаем слюни.

 

Наверное, чтобы нас утешить, дамы заявили, что вина им абсолютно не понравились -  из фирменного винного магазина на территории завода мы вышли не с коробками, как все остальные, с парой бутылок – подарки знакомым и родственникам.

Сели было в машину, и она сказала тпру! Баста! Не поеду! Загрохотало и запахло так, что заводить дважды не понадобилось – всё ясно. Пришлось опять разделяться – я остался ждать эвакуатор, остальные на одной машинке – домой в Качу. Как здорово путешествовать с друзьями!

Водитель эвакуатора, подъезжая к Севастополю, показал строящуюся электростанцию.

-Та самая, на которую запрещённый газогенератор от Сименс поставили?» - Ага.

-Наказывать теперь будут.» - Нас .. , а мы крепчаем.

-Точно.

Никакого сожаления по поводу санкций в голосе водителя из Севастополя я не услышал. Под конец рабочего дня приехал в тот же сервис, в котором я был вчера, только теперь на эвакуаторе. Зря пожадничал и понадеялся на авось! Сгорел именно компрессор, а может и чего-нибудь ещё – завтра вскроют и вынесут вердикт (вернее, счёт).

Вернулся в Качу ночью, - тяжко без машинки мотаться по незнакомым городам, особенно вечером, когда жизнь замирает. Добирался пешком, на маршрутке, на пароме, на последнем междугороднем автобусе, с навигатором в руке. Информационная поддержка от семьи и друзей очень пригодилась. Как мы жили без смартфонов?

Самое трогательное было узнать, что , пока я добирался до дома на перекладных, они сидели в отеле и ждали , что надо будет ехать в Севастополь и выручать меня. Спасибо, дорогие мои! 

9-го августа – у Маринки день рождения. Утром позагорали все вместе. Решили никуда не мотаться. Прямо на пляже перевёл ей на карточку наш с Алёнкой подарок – до чего техника дошла! Купили в мясном магазинчике свежего мяса, в кулинарии – свежих тортиков и всё это реализовали вечером в нашем маленьком дружном коллективе в отеле «Суслик морской».

10-е Августа. С утра я на пляже, опять один. Девчонки мои не тянут такой ранний подъём. Развернул коврик на песочке, включил видео с зарядкой Бубновского на телефоне. Море в эти ранние часы такое чистое и спокойное.

Снова нас на подвиги потянуло. Машина, правда, одна, но как оказалась, очень вместительная. Опять друзья нас выручили! Едем в Балаклаву. Мою машинку обещают починить к вечеру – заедем за ней на обратном пути, таков план. Балаклава – небольшая, уютная бухта рядом с Севастополем. На берегу тесно, место для машины нашли чудом. Набережные усыпаны яхтами и маленькими катерами. О грозном военном прошлом бухты почти ничего не напоминает. А ведь совсем недавно вся бухта была огромным секретным объектом.

 

Решили начать своё знакомство с Балаклавой с морской прогулки по бухте с выходом в море. Бухта сама не большая, минут за 15 её исследовали и вышли через извилистый коридор, делающий её невидимой с моря. Только остатки Генуэзской крепости, расположенной вблизи входа, позволяют её найти. Команда нашего катерка – 2 человека, Капитан и гид. Прогулка сопровождалась интересным рассказом о бухте, о Крыме. Отплыв метров 500, наш катерок встал у высокого , скалистого берега и мы почти час ныряли с него в чистейшую, бирюзовую воду, подплывали к скалистому берегу, любовались этим чудом. Вид потрясающий – плаваешь перед огромной, метров  200 в высоту каменной скалой, вода чистая, тёплая.

 

Военно-исторический музей фортификационных сооружений - самый главный в Балаклаве, обойти его стороной никак нельзя. В прошлом это грандиозное сооружение -   секретная база и ремонтный завода подводных лодок,. Музей создан в огромном бомбоубежище, созданном в конце 50-х годов, в разгар холодной войны. После того, как стали известны планы США нанести ядерные удары по 70 городам нашей страны. Бомбоубежище стали строить в строжайшей секретности в недрах скалы. Было создано грандиозное сооружение, способное сохранить от прямого ядерного удара 6 атомных подводных лодок для последующего нанесения удара возмездия. Вот такие задачи решали наши люди за несколько лет. Хотел бы я быть одним из тех, кто проектировал и возводил это сооружение – было бы , чем гордиться в жизни.

Многотонные двери-шлюзы, каналы с водой для хранения подводных лодок, их ремонта и оснащиния ракетами с ядерными зарядами. Бродили по этому каменному городу чуть больше часа.

 

Снаряжение боевого дельфина.

Очень вовремя позвонили из автосервиса – машинка моя готова. Замена компрессора кондиционера вместе с работой обошлась нам в 23 тыс.р. Плюс прогулка на эвакуаторе. Это был хороший удар по отпускному бюджету. И хороший урок – нельзя ездить по горным серпантинам в жару с включённым кондиционером (хотя очень хочется).

Всё прошло по плану. Саша повезла нас с Маринкой и Алёнкой к автосервису . Далее уже на двух машинах мы вернулись в Качу. Чтобы сократить путь, воспользовались паромом через Севастопольскую бухту – удобно, необычно.

11 августа. Сегодня наши пути с Михеевыми разошлись. Они рано утром отправились в Москву, мы, не спеша, отправились в Оленёвку на мысе Тарханкут. Маринка с Алёнкой были тоже готовы ехать в Москву – наотдыхались, но удалось уговорить их побыть здесь ещё несколько дней. Кто знает, когда ещё вернёмся в эти благословенные богом края. Ведь дорога из Москвы и обратно – самое сложное и дорогое в нашем путешествии и её надо как то оправдать , получить так сказать компенсацию, цены здесь – вполне приемлемые, отпуск – ещё не кончился , местные персики – дешёвые и вкусные, погода и море – великолепны… Уговорил, короче. Путешествие продолжается!