Путевые записки  о путешествии на Алтай и восхождении на Белуху,  написанные  участником  этого приключения Андреем Фёдоровым.

часть 1. часть 2, часть 3

15.08.10    Вечер.

Сегодня первый день нашего путешествия. В 2 часа ночи по Москве прилетели  в Барнаул. Тут уже 5 часов утра. Насторожило, что никто нас не встречает. Думали, что пока получим вещи, то да сё, за нами приедут.  Не тут-то было! Вещи получили, а никого нет. Звоним в  турфирму – телефоны молчат. Ладно, ждём!

В Москве я собирался в последний момент и в такой спешке, что  не успел постричь бороду.  Перспектива теперь не стричь её весь поход две с половиной недели и превратиться в Карабаса-Барабаса не прельщала. Поэтому взял у Абакумова безопасную бритву, пошёл в туалет аэропорта и там гладко выбрился начисто. Последний раз перед этим я такой эксперимент над собой проводил месяцев 8 назад, на Новый год. Но сбритая борода, увы, не помогла прибытию за нами встречающих.

Ребята сидят на рюкзаках.  Время по Москве уже около половины четвёртого утра, а по местному времени – около половины седьмого. Решил пройтись вдоль автостоянок – может быть, найду наш транспорт? Долго объяснять, как мне это удалось, но я обнаружил присланный за нами микроавтобус с дрыхнущим в нём сладким сном водителем.

Мне повезло, что на автобусе была надпись с названием нашей турфирмы.  Если бы её не было, я бы ни за что не догадался, что это наш автобус, и мы прождали бы ещё столько часов, сколько потребовалось бы водителю, чтобы полностью выспаться.  Погрузились, поехали.  Оказывается,  ехать 750-800 км! Примерно 12 часов!

Алтай-тур не забыл про нас.

Выехали из Барнаула. Он не стоит ещё каких либо упоминаний. Проехали Бийск. Часа через 2-3 дорога пошла сначала среди лесистых предгорий, а затем пошли настоящие горы,  покрытые лесами и альпийскими лугами. То и дело среди альпийских лугов попадаются  ярко зеленеющие или жёлтые от цветов  возделанные поля. Иногда поля скошены и на них лежат  аккуратно уложенные толстыми валиками скирды сена. Погода не жаркая, переменчивая – то пасмурно и дождит, то солнечно.

По мере нашего движения горы становятся всё выше. Иногда от их склонов исходит пар, и то и дело в распадках лежат клочьями ваты  небольшие облака. В конце концов приехали в селение  Барангол, на базу нашей турфирмы.

База Алтай-тур

Здесь нас настигла небольшая неожиданность: вместо  двух инструкторов мужиков к нам приставили одного инструктора-альпиниста, который оказался девушкой по имени Ира. Оформили документы, погрузили провиант и снаряжение, которые предоставила турфирма. Потеряли час. Двинулись дальше.

Доехали до пограничного контрольно-пропускного пункта.. Проверка документов. Какие-то оформления. Решил зайти в туалет – невдалеке стоял характерный деревянный домик. Не тут-то было: на двери домика красовался здоровенный амбарный замок и надпись:  «Служебное помещение. Вход только по пропускам» ! Таково гостеприимство пограничников. Пришлось зайти за этот домик и отлить в зияющую вонючую яму прямо за ним.

Дальше дорога шла то среди широких долин, то в тесных горных ущельях над шумящими внизу горными речками.  Были ещё остановки. Во время езды то болтали, то дремали, то перекусывали. В каком-то магазинчике прикупили пару бутылок медовухи.  В другом месте АВВА купил завозную душистую дыню.

Дегустация алтайской медовухи.

Совсем уже вечером прибыли в селение Тюнгур, конечную точку автопоездки и место начала трекинга. Разместились в аккуратном гостевом домике в частном секторе. С кроватями.  Хозяева – местные алтайцы, т.е. люди монгольского типа с русскими именами. Доброжелательны. Зарабатывают на обслуживании туристов и турфирм.

Завтра - в поход.
Разложили вещи, приготовили сытный вкусный ужин. Все легли спать, а я сел записать события этого дня.

16.08.10  Утро.

Проснулся в тёплой постели. Вся рубаха мокрая от пота, насквозь! Ложился в ней в ледяную постель ночью, и меня просто колотило от холода! А к утру весь пропотел. Семенов уже на улице. «А,» — ехидно говорит – « товарищ дежурный, проспал!». Я вчера назначил себя дежурным на сегодня. А Семёнову не спится, он встал раньше меня  и теперь как медведь шатун  ходит вокруг дома кругами, пока все спят.

Встала Ира. Приготовила кофе. Чёрный. Поболтали. Зашёл конюх. Объявил, что конь сбежал, он пойдёт его искать. Зову народ на завтрак. Завтрак: парное молоко, тёплое (принесла хозяйка!), мюсли, джем. Народ не реагирует. Сели завтракать вдвоём с Фёдором. Я затосковал: завтрак, состоящий из мюслей и джема, явно не может сделать меня счастливым.  Я понял, что останусь голодным, мюсли на меня действуют как рвотное средство, да ещё вызывают изжогу.   Спас Абакумов – он достал из холодильника батон колбасы.  Позавтракали. Завершили завтрак сочной дыней!

К походу готовы.  Утро для меня окрасилось яркими красками.

После сборов, растянувшихся на час-полтора, часть вещей упаковали в баулы, которые повезут лошади, передали их конюху.  Погрузились наконец в УАЗик, поехали. Проезжая по посёлку, заехали в магазин, купили коньяк (типа для фронтовых ста грамм!), т.к. наш бравый «медик» Абакумов проигнорировал  в Москве свою обязанность по обеспечению группы спиртом. Ещё купили шоколадных конфет вразвес, к чаю.  Наконец поехали. Переехали через р. Кучерла по узкому и весьма подозрительному самопальному деревянному мосту.

Остановились возле мелкой турбазы. Ира пошла забивать нам очередь в баню на две недели вперёд – на наше возвращение.

Проехали несколько километров на машине в сторону  перевала Кузуяк, который нам надо было сегодня преодолеть. По пути попадались группы пеших туристов, которых мы гордо обгоняли. Дорога раскисла после дождей и вскоре оказалась непроходимой для нашего УАЗика.

Цивилизация закончилась  Вылезли, попрощались с водителем, сфотографировались на память.

Эх, дороги!
Тронулись, наконец, в дорогу пешком под рюкзаками, вверх по тропе, всё удаляясь от посёлка.

Путь по тропе лежал всё время вверх и вверх.  Идти оказалось непросто – тропа в основном была сильно, а иногда совершенно раскисшая. Мы шли по чёрной скользкой, маслянистой жиже,  перепрыгивая из колеи в колею, выбирая более удобные места, иногда переходя на траву, перелезая через стволы поваленных деревьев.

Алтайские пейзажи

Вокруг, куда ни взгляни, дикая тайга, густые заросли деревьев и кустарника, густая сочная трава и цветы.

Шли часа 2-3. вышли, наконец, на перевал. Ну что ж, славно поработали, для начала неплохо попотели!

На перевале мобильная связь работает на 100% . В Москве уже то ли 12-й, то ли первый час дня. Ура, можно пообщаться с друзьями и любимыми!    Какой-то сюрреализм: я в трёх тысячах километров от Москвы, на горном перевале. Кругом густая тайга – ели, кедры, лиственницы, берёзы, горные склоны. В общем, затерянный мир! И вдруг  голос  человек в Москве!! Фантастика! Но стоило нам чуть свалить с перевала, связь ушла. Всё, больше не услышу никого в Москве недели две.

Спуск с перевала.  Такая же раскисшая тропа, разбитая какими-то сумасшедшими автолюбителями. Тайга вокруг, людей никого. Иногда останавливаемся. Едим прямо с кустов  малину и красную смородину. Красивая, но очень кислая.

В конце концов вышли на огромное поле, альпийский луг. Весь в цветах: колокольчики, клеверы,  ромашки и куча ещё всяких. Из под ног выпрыгивают огромные, как саранча, кузнечики. Весь воздух вокруг звенит от их стрёкота. Светит солнце, благоухают луга, воздух звенит от кузнечиков.

Перевал позади.

А вокруг вся Долина окружена зелёными горными склонами, покрытыми лесами и альпийскими лугами. Настоящий рай!

Дошли до знаменитого бивачного места под названием «Три берёзы». Здесь сюрприз: стоит деревянный домик, а рядом палатка, в которой две алтайки, мать и дочь, готовят на продажу плов и алтайские лепёшки-пышки.

Привал у Трёх берёз.
А ещё продают пиво!! В общем, пообедали что надо.

Старые запасы.

Пока обедали, пили пиво, подошла группа ребят альпинистов из Кемерово и Новокузнецка.

Восходили на Белуху. Рассказали, что просидели в снегах под вершиной 2 дня – ждали погоду. Ночью там минус 10 град., снега дофига – постоянно заметало, приходилось разгребать палатки.

После «трёх берёз» прошли ещё часа два., и тут тучи стали сгущаться, быстро стемнело. Ирина  нашла место для палаток. Сверкнула молния. Экстренно достали палатки и начали их ставить, но не успели даже как следует развернуть их внутренности, как ударил проливной ливень, причём сначала с градом. Промокли все моментально. Особенно я , т.к. непромокаемые куртка и штаны были в рюкзаке, стал бы их  доставать, залило бы внутренности рюкзака как из ведра, а я уже всё-равно промок насквозь.

Когда  наконец поставили палатки, оказалось, что в них успело залиться столько воды, что её пришлось вычерпывать кружками. Под дождём на улице приготовили ужин. Я переоделся в палатке. Стало тепло, и дождь больше не страшен.  Но трусы остались мокрые и мешали мне спать всю ночь, никак на мне в спальнике не просыхали. Высохли только к утру. Лежал в спальнике, светил фонарём, писал записывал события этого дня.

17.08.10

Встали в начале девятого по местному времени. Вчерашнему вечернему катаклизму на смену пришло ясное утро – голубое небо с белыми тучками. Приготовили на газовой кухне завтрак: макароны с тушёнкой и специями, чай, конфеты. Но перед завтраком, как только вылезли из палатки, наша удивительная Ира уже всем наливала горячий чёрный кофе, который она умудрилась приготовить за считанные минуты.

Завтрак в сосновом лесу
   Вообще, когда я говорю, что мы приготовили завтрак это означает, что его приготовила Ира при активной помощи Сергея Семенова. Они вдвоём просто какие-то неутомимые

Утро в сосновом лесу

Тронулись в путь в 11.35.  Собрались с большим трудом – всё, абсолютно всё либо совсем мокрое, либо хотя бы просто сырое. Я из тёплой ночной одежды  переоделся в абсолютно мокрые, снятые с себя вчера вечером штаны и рубаху. Так надо – сушить одежду надо на себе. Больше её сушить негде! Если не просушишь вовремя промокшую, а вместо этого насквозь промокнешь в свежей одежде, то у тебя будет  просто 2 комплекта мокрой одежды, переодеться будет не во что. И вот тогда замёрзнешь по-настоящему. Солдат должен стойко переносить все тяготы и лишения …

Нет слов. Тропа, по которой шли весь день, в основном была страшно раскисшая, сплошная грязь!

Сегодня шли от предыдущего лагеря, где нас залило ливнем, до сегодняшней стоянки 9 часов. Прошли несколько десятков километров вверх по ущелью Аккем. Набрали высоту (относительно предыдущего лагеря) метров 800.

Пришлось попотеть

Иногда бывали и сухие участки, но в основном – месиво. Хорошо, что я со вчерашнего дня как одел альпинистские  ботинки, так и шёл в них, свободно преодолевая грязь и горные ручьи – в альпинистских ботинках ноги оставались абсолютно сухими. Это как раз те самые ТАНКИ, КОТОРЫЕ ГРЯЗИ Е БОЯТСЯ. Остальные ребята шли в кроссовках. Ноги у них были насквозь мокрые и грязные. Но самое удивительное, что наш инструктор Ирина оба дня по грязи, по камням, по воде шла  в лёгких сандалиях в элегантных  коротких носочках. Сила и энергия у неё просто удивительные. Она неутомимо ведёт группу, не идёт , а просто бежит быстрее всех. В основном именно она готовит есть, моет общественную посуду. Это непростое дело в походных условиях:  в ледяной воде , без моющих средств, голыми руками!

Тропа шла по густейшей тайге.   На мшистых камнях огромное количество брусники,  но неспелой. Мы, конечно, всё равно ели. Часто попадались кусты жимолости.  Её вытянутые синие ягоды горьковаты на вкус. Иногда попадалась чёрная смородина. Не очень спелая, но весьма вкусная. Разок попалось место с черникой. Чем выше шли, тем менее спелые были ягоды, они просто не успевают здесь вызревать – ведь сейчас конец августа, а для цветов и ягод как бы примерно июнь. Но скоро , через пару недель уже наступит настоящая осень. И на этом вызревание ягод и цветение «июньских» цветов закончится.

Местный бродвей.

К вечеру поднялись до   Аккемского озера, до базы МЧС. Здесь очень много всякого народа: МЧСовцы и большое количество палаток, разбитых туристами и альпинистами.

База МЧС на Аккеме.

Сейчас пол первого ночи.  На улице минусовая температура – роса на траве и конденсат на наших палатках превратились в лёд. Я сижу за столом на кухне МЧС (здоровенная палатка) в тёплой одежде и в альпинистской пуховке и при свете налобного фонарика делаю эти записи. Ребята улеглись в палатках, отходят ко сну.  Завтра у нас днёвка,  т.е. мы никуда не  идём завтра. Будем сортировать и раскладывать вещи, продукты, снаряжение -  будем готовиться к восхождению. Большущее количество вещей, продуктов, снаряги было доставлено лошадьми, а теперь нам надо нагружать рюкзаки заметно тяжелее, чем они были до сих пор. Заварили чайку. Вот пьём чай, болтаем о том, о сём (в основном болтают Сергей с Ирой), а я записываю события дня. Пойду, наконец, ложиться спать…